Ароматерапия в системе коррекционной помощи детям с аутизмом
Необходимость комплексного характера реабилитации детей с аутизмом подчеркивается сегодня практически всеми специалистами. Значительная роль в этой работе отводится самими родителям, проводящим значительную часть времени с ребенком. Именно семья должна найти нужный подход к ребенку-аутисту, привлекая к такой работе различных специалистов – логопедов и дефектологов, психологов и психиатров. Без грамотного воздействия самой семьи усилия всех специалистов могут свестись практически к нулю. Сложность лечения также обусловлена отсутствием на сегодняшний день специфической терапии, то есть универсального метода лечения. Любое воздействие прежде всего должно быть обусловлено индивидуальными особенностями ребенка, его психического отклонения, на основе диагностики которых назначаются также и медицинские препараты [2, 5].
Одним из современных форм терапевтического воздействия на детей-аутистов в общем комплексе реабилитации выделяют ароматерапию, корни применения которой уходят в древний Восток. Суть этой формы воздействия основана на раздражении слизистой носа, содержащей миллионы нервных клеток, по которым нервные импульсы идут в мозг в ответ на внешнее раздражение минуя сознание, то есть практически мгновенно (быстрее только от прямых физических воздействий, например, ожог или удар). И положительный эффект воздействия запахами заключается именно в скорости проникновения в мозг, когда ребенок-аутист не успевает включить свою привычную защиту, сознательно отгородиться от воздействующего на мозг раздражителя, то есть когда отсутствует биологическая защита. Однако в этом случае прямого воздействия недостаточно, так как необходимо выявить те раздражающие факторы (в данном случае обонятельные), которые будут оказывать позитивное целенаправленное воздействие, купируя аутичные защитные механизмы или наоборот, активизируя отдельные отделы работы мозга. Суть лечения запахами в целом (будь то цветочная терапия или, как в данном случае, эфирными маслами) основана на лечении больше не физического тела, а ментальной сути человека (психики, души), так как аутизм – заболевание большей частью именно ментальное (недоразвитость речи и пр. – следствие самой болезни). С точки зрения физиологической составляющей, эффект воздействия запахами заключается лимбической системе мозга, находящейся рядом с обонятельным центром, и управляющей как психическими процессами (память, внимание и т.д.), так и вегетативными функциями (дыхание, кровообращение и т.д.). И несмотря на снижение остроты обонятельного воздействия через некоторое время после контакта с эфирными маслами, положительное действие продолжается еще несколько часов за счет выработки нервными клетками нейрохимических регуляторов (энцефалин, адреналин и т.д.) [4].
В основе принципа ароматерапии лежит воздействие на электромагнитное поле, через которое – на нервную систему и гормональный статус ребенка-аутиста. В этом позитивная суть «биологического» влияния: нет прямого химического вмешательства, резко направленных раздражающих аутиста чужеродных для его организма воздействий, а лишь косвенный «толчок» к «пробуждению» организма, генетически заложенных в нем механизмов. При этом само воздействие даже несколько шире, чем просто влияние через обонятельные рецепторы на мозг ребенка. Физиологическое эффект воздействия заключается и в запуске реакции мобилизации защитной системы в результате всасывания эфирного масла через капилляры и легочные альвеолы в кровь.
Результатом терапевтического воздействия в данном случае является снижение и устранение симптомов тревожности, беспокойства (за счет успокаивающего влияния эфирных масел) и последующее появления чувства уверенности в себе, самовосприятия и, как следствие, – готовности к контакту с окружающим миром.
В комплексе ароматерапии применяют множество различных эфирных масел: лаванды – для снятия напряжения; кедра, ромашки и мирта – для преодоления излишней возбудимости и агрессивности, регуляции сна; чайное дерево с грейпфрутом – для снижения двигательных стереотипов, активизации мыслительной работы; ветивера – для улучшения контроля эмоционального состояния и коррекции поведения (считается одним из наиболее эффективных масел), здесь же выделяют и масла корицы; бергамота – при нервных истощениях, эмоциональной нестабильности, стрессах; масло ладана – при рассеянности и необходимости улучшения концентрации внимания; шалфея – для расслабления, повышения иммунитета, облегчения неприятных ощущений и т.д. [1].
Несомненным достоинством метода ароматерапи при лечении детей-аутистов является комплексность воздействия многих применяемых эфирных масел. Так, например, масла на основе можжевельника способствуют не только общему расслаблению организма, но и оказывают стимулирующее воздействие на мыслительные процессы мозга.