АСЫК-ТЕРАПИЯ
Асык имеет глубокие исторические корни, передающиеся поколением по наследству. Эта игра известна еще со времен египетских фараонов, о чем свидетельствуют костяшки, представленные в Каирском музее. Среди казахов широкое распространение асыки получили еще в эпоху бронзы.
Среди народа распространено не мало историй и легенд, касающихся игры в асык, они встречается в источниках устного народного творчества казахского народа, которые являются богатством, бесценным наследием казахов. В эпических произведениях «Жерар», в лирико-эпической легенде «Кыз-Жибек». Тулеген специально отправляется в гости к племени Шакты, его целью было помочь Сарлыбаю и его сородичам. И когда он приезжает в дом Сарлыбая, то взяв в руки горсть асыков, бросает их в сторону детей, сидевших вокруг него, со словами «Хан талапай!» Игравшие вокруг малыши бросились собирать асыки и шумно разобрали их.
Национальная игра рождается в результате закономерности жизнедеятельности каждого народа. Национальные игры казахов тесно связаны с животноводством, с кочевым образом жизни. Для игры в асыки использовали косточки мелкого скота - овец и коз. Каждая игра в асыки имеет свои этапы: начало, кульминацию, победу, завершение. Есть свои правила и законы. Предусмотрены и наказания, и призы. Возможно и такое, что все отдают свои асыки победителю. Этим игра интересна. В игре в асык могут принять участие все желающие, ограничений не существует и имеет глубокое социальное значение.
Асык можно смело назвать общим национальным наследием всего казахского народа. В декабре 2017 года казахская игра в асык вошла в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.